Типы объектов в графическом редакторе, их создание и редактирование. Часть 1

Примечание: описание справедливо для версий ПО 1.7.50 и выше

Команда New/Graphics в правой части окна Media Browser, позволяет создать новый клип графического оформления. После указания в диалоговом окне формата видео и количества аудио-каналов для создаваемой композиции, открывается окно встроенного графического редактора.

Графический редактор встроен в приложения Air Manager и News CUT. Он содержит Top-menu, в котором расположены кнопки для создания новых элементов/объектов, а также редактор ключевых точек, Окно редактирования, закладки General и Elements. В нижней части редактора расположен движок прокрутки.


Создание клипа графического оформления осуществляется в следующем порядке: по нажатию соответствующей кнопки в Top-menu редактора создается новый объект, после чего параметры объекта редактируются, затем создается новый объект и т.д. Несмотря на то, что количество объектов в композиции не ограничивается, следует контролировать загрузку CPU сервера при воспроизведении многослойных композиций, содержащих видео с эффектами.

Предусмотрено 6 типов графических объектов:

PIP – объект «picture in picture» - картинка в картинке. Для объектов PIP могут быть выбраны полноэкранные аудиовизуальные клипы, аудиовизуальные клипы-ссылки, сформированные приложением News CUT, клипы статической и динамической графики, сформированные при импорте файлов графики (24/32 bit), «Live»-клипы, включая клипы с ТВ часами;
Text – текстовый объект (титр);
Rectangle – прямоугольник (плашка, статичная подложка для титра);
Counter – текстовый объект, содержащий цифровой счетчик, либо часы, отображающие текущее время, либо дату;
Text Feed – объект, содержащий текст, автоматически считываемый из внешних источников и отображаемый в виде бегущих строк, прокручивающихся списков и т.д. Типичными примерами использования данного типа объектов являются СМС-чаты, новостные бегущие строки, информация о курсах валют и т.п. 
Sound Level - специализированный элемент для отображения уровней звука. Используется при построении композиций для мультиэкранного отображения входных и входных сигналов серверов SL NEO.

В верхней части закладки Elements списком отображаются все объекты редактируемой композиции. В поле Nаme можно задать имя любому объекту, в поле Element отображается тип объекта. При выделении объекта в этом окне, он выделяется в окне редактора, при этом в нижней части закладки Elements отображаются все атрибуты объекта, доступные для редактирования.

Три черные кнопки в Top-Menu редактора (см. рисунок) позволяют включить/выключить режим чересстрочности при просмотре в окне редактирования, включить/выключить отображение микшерных и wipe-переходов в редакторе, показать рамку "безопасной зоны" для титров.  

Общие настройки композиции

В закладке General производятся общие настройки графической композиции:

BG Type - тип "подложки". Opaque - "непрозрачная подложка", используется в случае, если графическая композиция полноэкранная (например, в случае создания мультиэкранной композиции для отображения входных и входных сигналов сервера SL NEO). Transparent - "прозрачная подложка", фактически - подложка отсутствует. Используется при создании титров и композиций с прозрачностью. Значение по умолчанию - Auto: Transparent - "прозрачная подложка";

Duration - общая длительность графической композиции. Значение по умолчанию: --:--:--:-- означает, что композиция имеет "бесконечную" длительность;

Lead Out - параметр, определяющий время, необходимое композиции, имеющей "бесконечную" длительность, для того, чтобы выполнились эффекты "ухода" для ее объектов, например - в композиции установлены эффекты "ухода" миксом длительностью в 20 кадров для всех объектов. Для того, чтобы при нажатии Stop Seq или GoTo в play-листе событий графики, "бесконечная" композиция завершилась корректно, с финальными эффектами, необходимо установить значение Lead Out равным 20 кадрам;

Wipes - добавление статичных изображений - ч/б шаблонов переходов в композицию. См. подробное описание ниже, в разделе "Настройка переходов и эффектов";

Data Feeds - добавление источников RSS-данных для композиции, в формате http://server_ip:port/RSS_name. См. подробное описание в разделе FAQ "Прием и отображение текста из внешних источников".

Объект «Picture in Picture»

gr_editor_6.jpgПо нажатию кнопки PIP в Top-menu редактора, появляется новый "пустой" элемент, имеющий атрибут PIP Frame. По умолчанию, новый объект имеет параметры разрешения по вертикали и горизонтали такие же, как и сама композиция. Теперь необходимо указать имя медиа-клипа, который будет содержимым объекта. Сделать это одним из 3-х способов:

gr_editor_1.jpg
1. Отметить первое поле Url и вручную ввести наименование клипа (см. поле Media в окне Media Browser). Значения In и Out для клипа будут считаны из БД, оригинальные геометрические размеры клипа в данном режиме не переносятся;

2. Нажать на кнопку ... справа от поля Url - откроется диалоговое окно, в котором будет предложено выбрать клип. Значения In и Out для клипа будут считаны из БД, оригинальные геометрические размеры клипа в данном режиме не переносятся;

3. Расположив рядом окна Media Browser и графического редактора, можно перетащить выбранный клип из Media Browser непосредственно в окно редактирования, не нажимая кнопку PIP в Top-menu. При этом, автоматически будет создан новый PIP объект, в первом поле Url считается из БД и пропишется наименование клипа, значения In и Out для клипа также будут считаны из БД. Кроме этого, сохранятся оригинальные размеры клипа.

В поле Duration значение автоматически не устанавливается, значение по умолчанию --:--:--:-- означает, что клип будет воспроизводиться в бесконечном цикле.

Всего предусмотрено 3 поля Url для одного объекта PIP, это сделано для отображения титров на динамических подложках, где Url1 - клип с "разворотом" подложки, Url2 - "цикл" подложки, Url3 - клип с фазой "исчезновения" подложки.

В поле Position отображаются и редактируются текущая позиция (XY) и размеры (WH) для PIP-объекта (отсчет координат - из левого верхнего угла изображения);

В поле Show/Hide выставляются временные значения, в соответствии с которыми производится задержка ввода/вывода объекта PIP относительно начала и от конца графической композиции, например: при установке значения Sh 00:00:02:00/In объект появится через 2 секунды от начала композиции, при установке Hd 00:00:10:00/In - объект исчезнет через 10 секунд после старта композиции, при установке Hd 00:00:01:00/Out - объект исчезнет за 1 секунду до конца композиции; 

Если в медиа-файле содержится аудио-трек, в поле Audio можно установить уровень звука для данного объекта с указанием усиления/ослабления уровня в dB;

Настройка переходов и эффектов

Эффекты появления и исчезновения объекта

Поля Mix In / Mix Out задают эффекты появления/исчезновения слоя PIP:
Cut - значение по умолчанию, без эффекта;
Fade - плавное появление (т.н. микшер), в поле Dur необходимо установить длительность перехода в кадрах;

wipe.jpg
Wipe - эффект Gradient Wipe, использующий полноэкранную статичную картинку, содержащую шаблон перехода (Wipe). В течение длительности перехода, указанной в поле Dur, прозрачность PIP объекта будет изменяться. При этом будет соблюдаться последовательность изменения прозрачности объекта - от самых темных участков на шаблоне, с плавным переходом к более светлым.

Представленный на рисунке пример шаблона представляет собой полноэкранную шторку, которая при появлении объекта "откроет" его слева направо, при исчезновении - "уберет" его справа налево.   

Статичный полноэкранный файл, содержащий ч/б шаблон, необходимо импортировать в БД сервера, затем, в закладке General в окне Wipes, добавить шаблон в композицию по кнопке Add - шаблону будет присвоено имя wipe_1. Далее, в закладке Elements следует выбрать объект PIP и в полях Mix In / Mix Out в полях Wipe ввести вручную wipe_1.

Local Wipe - масштабирует шаблон перехода до текущих размеров объекта PIP. Использование данного режима удобно в случае, когда объект PIP имеет небольшие размеры - в этом случае "полноэкранный" переход может не дать необходимого зрительного эффекта.

Для просмотра эффектов в окне редактирования, необходимо активировать черную кнопку "X" в Top-Menu редактора.

Маштабирование видео

В поле Crop Video выбираются значения для масштабирования и «подрезки» изображения по горизонтали и вертикали. Поля CW и CH задают размер активного окна в пикселях по горизонтали и вертикали, которое будет отображаться, например - значения CW=100 и CH=100 зададут окно размером 100 на 100 точек, которое будет промасштабировано в соответствии с установками в поле Position, в соответствии с заданными размерами (WH) для PIP-объекта. Параметры CX и CY зададут смещение активного окна по горизонтали и вертикали. Отсчет координат производится из левого верхнего угла изображения.

Масштабирование изображения происходит, если в окне редактирования потянуть мышкой за черный маркер у угла или в середине края прямоугольника. При удерживании Shift и перемещении маркера соотношение сторон изображения сохранится.

2D DVE и ключевые точки (Key Pionts)

Поле Кеу Points позволяет запрограммировать несложную 2D анимацию объекта по ключевым точкам. Для того, чтобы установить первую ключевую точку, необходимо с помощью движка прокрутки (в нижней части графического редактора) установить нужную точку, от которой начнется выполнение эффекта (можно также ввести временное значение в поле, расположенное рядом с движком). После этого необходимо задать первую точку - для этого следует нажать кнопку "+" в верхнем поле редактора. В поле Key Pionts - Time появится временное значение, соответствующее первой ключевой точке и станут активными поля для редактирования значений.

Для того, чтобы быстро освоить работу с точками, можно переместить движок прокрутки на 1-2 секунды вперед и задать еще одну ключевую точку. В поле Key Pionts - Time следует выделить второе временное значение и задать параметры для перемещения и масштабирования:

Orig - задает условие, от которого будет отсчитываться временное значение (Show по умолчанию);
Frm - временное значение ключевой точки;
Scale - пропорциональное масштабирование по осям XY (в установленное количество раз - от 0,1 до 1 - уменьшение, от 1 - увеличение). Установив для примера 2 в поле Scale для второй точки и прокручивая движок вперед-назад, можно посмотреть результат;
Left - "псевдо-3D" эффект поворачивающейся в пространстве плоскости, масштабирующий левую часть изображения (единицы - количество раз), оставляя при этом правую часть без изменений;
Right, Top, Btm - искажения изображения для правой, нижней и верхней частей (по аналогии с Left);
Rot - поворот изображения на указанное количество градусов. Положительные значения поворачивают картинку против часовой стрелки, отрицательные значения - по часовой; 
DX и DY смещают изображение по осям координат на указанное кол-во пикселей относительно изначальных значений, установленных в поле Position (позиция по осям XY и размеры WH).;
Opct - установка степени прозрачности объекта в процентах: 100 - объект непрозрачен, 0 - полностью прозрачен (не видим);

Key Points отображаются для всех объектов композиции в поле, расположенном над движком прокрутки, в нижней части редактора.

Дополнительные параметры при работе с Кеу Points:

Clip to original - ограничивает видимую область объекта значениями, изначально установленными в поле Position (позиция по осям XY и размеры области WH). Установка данного параметра приведет к тому, что объект будет "выезжать" по оси Х, например, не с самого левого края экрана, а со своей текущей позиции по горизонтали;

Smooth - плавное изменение скорости движения. Если параметр не установлен, скорость перемещения объекта от точки к точке будет линейной, при активации параметра, скорость плавно уменьшится при "подходе" к точке.

Обработка видео - Video Effects

Поле Video Effects содержит набор эффектов, которые можно использовать для обработки видеоряда. По кнопке Add можно добавить новый эффект:

Blur - добавление легкого "расфокуса" изображению, эффект полезен в случаях, когда в результате масштабирования проявляются артефакты чересстрочности в виде вертикального "дрожания" мелких элементов, горизонтальных и диагональных линий. Выделив эффект в поле Effect Name, по кнопке Edit можно настроить степень "размытости";

Color Key - эффект совмещения двух изображений в одной композиции, цветовая рирпроекция. Во время съёмок объект помещается на однотонный цветной фон. При совмещении в кадре объекта, фон можно удалить и поместить вместо него другое изображение. Выделив эффект в поле Effect Name, по кнопке Edit можно настроить параметры удаления фона.

Особенность использования данного эффекта: поскольку «Live»-клипы не отображаются на клиентских станциях, придется предварительно записать клип с "актером" на однородном фоне, для того, чтобы настроить данный эффект. При этом, желательно временно отключить отображение proxy в настройках Air Manager.

Reverse Video - проигрывание видео в режиме "-100%" скорости;

Still Frame - воспроизведение "стоп-кадра". Соответствующая точка выбирается по кнопке Edit.

Можно добавить несколько эффектов обработки и сгруппировать их кнопками Move Up/Move Down.

Рендеринг всех эффектов выполняется сервером SL NEO непосредственно при воспроизведении клипа, без предварительного просчета, однако, следует контролировать загрузку CPU сервера при использовании эффектов обработки и масштабирования видео.

Параметризация объектов PIP

Под параметризацией объектов PIP понимается передача в графическую композицию данных из внешних источников, содержащих наименования объектов. При этом отпадает необходимость в многократном редактировании композиции - замена объектов при воспроизведении будет происходить автоматически. Примеры использования параметризации для объектов PIP - автоматическая замена в композиции элементов (клипов) с маркерами возрастных ограничений, замена элементов графики, отображающих состояние погоды, направления ветра и т.д.

Настройка параметризации производится в окне Parametrization, тип параметризации выбирается в поле Type. Значение по умолчанию - Disabled (функция отключена), значение External активирует параметризацию из play-листа, значение RSS делает возможным параметризацию из txt/xml файлов и RSS-ресурсов.

Пример параметризации объекта PIP из play-листа

1. Создаем новую композицию и помещаем в нее элемент PIP;
2. В редакторе, в окне Parametrization выбираем тип параметризации External в поле Type, сохраняем композицию; 
3. Помещаем композицию в play-лист, по правой кнопке мыши на строчке play-листа выбираем Parameters, в открывшемся окне вводим наименование (Title) клипа, который необходимо воспроизвести.

Пример параметризации объектов PIP из txt-файла рассмотрен в разделе F.A.Q. "Вложенные композиции. Создание инфо-бара, композиция Weather".